Моторика и сенсорика своими руками


Моторика и сенсорика своими руками

Моторика и сенсорика своими руками

Моторика и сенсорика своими руками





Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки, застегивать пуговицы. Для того чтобы помощь детям в этих трудных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система дошкольного воспитания. На практике система Монтессори стала активно применяться в 20 веке. Методики, разработанные Марией, изначально были рассчитаны лишь для детей с особенностями, однако годы практики показали, что методика Монтессори может с успехом применяться при воспитании всех детей без исключения.

Как врач, Мария Монтессори понимала, что для духовного развития важно, чтобы ребенок мог чувствовать. Свой педагогический талант Мария Монтессори раскрыла в обучении детей сенсорике и моторике, развитии навыков чтения, письма, счета.

Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. Застегивание пуговиц, одевание, шнуровка обуви всегда вызывали трудности у детей маленького возраста, особенно у детей с нарушенным развитием, так как у таких малышей мелкая моторика развита очень слабо. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т.е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие , разработанные Монтессори, рассчитаны именно на работу пальчиков.

Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во многих системах дошкольного воспитания и активно используется для развития моторики и сенсорики.

Одним из самых лучших примеров наследия Монтессори являются такие игры для детей, как вкладыши и рамки.

Вкладыши имеют большое количество вариаций и форм, с их помощью изучается большое количество информации от геометрии до естествознания. Ребенок осваивает предметы окружающего мира не только по средствам зрительного восприятия, но и слухового. Зрительное восприятие происходит в тот момент, когда мама или папа показывают ребенку картинку, а слуховое восприятие – когда родители называют то, что на картинке изображено. Кроме того, в игре задействовано восприятие. Мотивировать ребенка к началу игры можно различными способами. Например, можно сказать, что рамка – это окошко, расположенное в волшебном доме, в котором живет прекрасная фея, а вкладыша – своеобразные ставни, которыми добрая фея на ночь закрывает свои окошка.

Существует такая игра, как рамки-штриховки.

Для этого берется лист бумаги, сверху прикладывается рамка, которую необходимо обвести изнутри цветным карандашом. Затем на этом же листе бумаги изнутри обводится другой вкладыш, к примеру, квадрат. Появившийся квадрат заштриховывается широкими линиями, а затем более узкими. При этом следует помнить, что штриховка делается слева направо. Согласно методике Монтессори имеется 4 вида штриховки. Таким образом, раскрашивать можно:

  • частыми короткими линиями;
  • мелкими линиями с возвратом;
  • центрической штриховкой, т.е. круговой штриховкой, начинающейся из центра рисунка;
  • параллельными непрерывными отрезками.

При выполнении такого упражнения-игры следует придерживаться следующих правил: линии должны быть параллельными и расстояние между ними должно быть одинаковым, также нельзя выходить за контур фигуры.

Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка шнуровать обувь. Почти век назад Монтессори давала детям небольшие кусочки кожи с проделанными в них дырочками и маленькие шнурки, которые дети протягивали в дырочки. Сегодня для таких занятий можно купить специальный набор «игра-шнуровка», который состоит из разноцветных шнурков и пуговиц или «куска сыра». Такие игры развивают у детей сенсомоторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, развивается ориентирование в пространстве, понимание слов «вниз», «вверх», «слева», «справа». Играя в такие игры для детей, ребенок учиться шнуровать, завязывать шнурок на бантик.

Дети 3-4 лет могут также играть в такую игру. Однако в данном случае следует помнить, что ребенок должен не только манипулировать руками, но и играть с воображением, поэтому следует вводить шнурование как некоторый элемент разыгрывания истории или сказки. Шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, моторика, трудолюбие, координация, внимательность. Не следует хранить шнуровки вместе с другими играми, т.к. в этом случае интерес у ребенка к ним может быстро пропасть.

Не менее замечательным тренажером для детских пальчиков являются такие приспособления, как прищепки. На первом этапе следует показать ребенку, как можно прицепить прищепки к плоской поверхности, к картонке, тарелке и т.д. Затем задачу нужно усложнить: попросить ребенка прикрепить прищепки к натянутой веревке. Для того чтобы занятия были более интересными и увлекательными для ребенка, заранее позаботьтесь о специальных заготовках. Например, можно из картона вырезать ежика или солнышко, к которым потом следует прикрепить иголки-прищепки или лучики-прищепки.

Для того чтобы ребенок запомнил буквы, Монтессори предлагает следующее упражнение – шершавые буквы. Для этого согласные буквы следует вырезать из наждачной бумаги, а гласные буквы из цветного, бархатного картона. Ребенок должен провести указательным и средним пальцами по буквам, как будто он их пишет.

Для развития кисти рук и пальцев, полезно играть в игры с крупами, такими как рис, гречка, фасоль, манка, горох. Крупы можно пересыпать из одной тарелки в другую, пересыпать через воронку. Кроме того, можно смешать несколько круп вместе, например, рис, гречку и горох. Следует подготовить 3 тарелки: в одну положить рис, в другую – гречку, а в третью - горох. Игра развивает у детей мышление и делает массаж рук.

загрузка...


Источник: http://astersoft.net/razvitie-melkoj-motoriki-po-sisteme-marii-montessori





Моторика и сенсорика своими руками фото


Моторика и сенсорика своими руками

Моторика и сенсорика своими руками

Моторика и сенсорика своими руками

Моторика и сенсорика своими руками

Моторика и сенсорика своими руками

Моторика и сенсорика своими руками

Моторика и сенсорика своими руками

Далее: